Что такое готовность ребенка к школе?

Готовность ребенка к школе – это комплексное понятие, включающее все стороны развития ребенка.

Проблема готовности ребенка к школе была сформулирована несколько десятилетий назад из-за более раннего начала обучения в школе. Каждый родитель задает один и тот же вопрос: в каком возрасте ребенка лучше отдавать в школу – в 6 или 7 лет?

И ученые предлагают много способов определить готовность ребенка к школе. Она определяется психическим, физическим развитием ребенка, также состоянием его здоровья, умственным и личностным развитием.

Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. У младшего школьника ведущий вид деятельности меняется – им становится учение. Чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, необходимо, чтобы он принял новые требования, требования учителя, умел сосредоточиваться, удерживать свое внимание, слушать учителя. Не все дети к этому готовы.

Интеллектуальная готовность ребенка – это далеко не самое важное, как считают некоторые родители. Как правило, они делают упор как раз на том, чтобы ребенок к школе как можно больше знал. И часто возможности детей в расчет не берутся. Как правило, такие дети в школе быстро теряют интерес к учебе и начинают отставать. А родители удивляются и не понимают, в чем дело.

Почему так происходит? Потому что у ребенка изменены познавательные мотивы его деятельности. Например, мама или папа считает, что чтение сказок – это глупости, что из сказок ничего умного и полезного почерпнуть нельзя. Зато пичкают ребенка знаниями по астрономии, по географии и т.п. Да, ребенок много знает про звезды или про материки и океаны, но самый простой рассказ по картинке составить не может, потому что не умеет описывать то, что видит вокруг себя.

Поэтому, прежде всего, необходимо ребенку много читать разных сказок и рассказов, развивать его способность слушать и понимать смысл прочитанного, умения пересказывать.

Развивающие занятия и обучение чтению.

Сейчас все родители озадачены ранней подготовкой к школе чуть ли не с 3-х лет. И требования школы (уметь читать, писать и считать к поступлению в школу) только создают всеобщий хаос среди родителей: На какие развивающие занятия записать ребенка? Во сколько лет лучше начать готовиться к школе? По какой программе ребенку заниматься? И т.д.

Тем более программ по раннему развитию сейчас полно: и методика Глена Домана, и кубики Зайцева, и буквы Марии Монтессори, и методика Тюленева и др. И родители не знают, что выбрать, пробуют то одну, то другую методику.

Далеко не все родители знают, что учить читать ребенка в 3 года бесполезно. Сами подумайте. Ну научится ваш ребенок читать в 3 года и что? Для чего ему это нужно? Он будет запоем читать книги? Вовсе нет. Если ребенок в 3 года научился читать — это не означает, что он будет любить читать.

И потом, психологами уже доказано, что в раннем возрасте ребенок не читает слоги и слова, а механически их запоминает. Особенность раннего возраста – это фотографическая память. И естественно, когда ребенок читает, он не понимает смысл прочитанного, потому что забывает, о чем читал вначале (ведь читает он чисто механически).

Желание научиться читать у ребенка появляется после 5 лет. Ребенок начинает подражать читающим взрослым, начинает интересоваться буквами. Как раз после 5-летнего возраста у ребенка формируется абстрактное мышление, которое и помогает понять, что это буква «Б», а это буква «Д».

Умение слушать.

Намного важнее умения читать – волевая готовность ребенка, чтобы он легко и быстро адаптировался к условиям школы. Прежде всего – это способность слушать взрослого. Ведь первокласснику надо внимательно слушать учителя и выполнять все его требования. Для этого необходимо, чтобы ребенок умел сосредоточиваться на инструкции взрослого.

Волевую готовность хорошо тренировать на графических диктантах. Т.е. ребенку радо рисовать в определенной последовательности геометрические фигуры под диктовку взрослого. Или рисовать по клеточкам под диктовку (одна клеточка вниз, две клеточки влево, четыре клеточки вверх и т.д.)

Мотивационная готовность к обучению.

Желание идти в школу и желание учиться – это разные вещи. И здесь говорят о школьной мотивации у детей.

Мотивационная готовность развивается постепенно. Во-первых, это интерес к процессу обучения (ходить в школу, носить портфель, новый пенал, красивые учебники и т.д.). Но этот интерес быстро угасает. И здесь должен появиться интерес к получению новых знаний. Другими словами – познавательная мотивация.

Без мотивационной готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и считать, он не сможет успешно учиться в школе.

Таким образом, готовность к школе – это емкое понятие. Оно не имеет привязки именно к возрасту 7 лет. К школе может быть готов и ребенок 6-ти лет, а может не готов даже восьмилетний ребенок. Способность к учению формируется у всех детей по-разному, даже среди ровесников. И дело здесь не только в интеллектуальном развитии ребенка, а еще в желании получать новые знания, в развитии воли у ребенка, в физическом развитии и состоянии здоровья.

Ирина Базан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *