Диагностика двигательной сферы детей от 1 до 3 лет

Маленький ребенок находится в постоянном движении. Активность необходима ему для совершенствования двигательных навыков, а также для того, чтобы как можно больше узнать об окружающих предметах.

Ниже приводятся критерии развития крупной и мелкой моторики.

Развитие крупной моторики.

Чтобы оценить развитие крупной моторики, достаточно внимательно наблюдать за ребенком. Однако в некоторых случаях можно использовать дополнительные приспособления.

Основные нормативы развития:

13 месяцев ходит сам
15 месяцев ходит долго, приседает, наклоняется, ползет вверх по лестнице, сам садится в кресло, может встать с коленей
18 месяцев — сам поднимается и спускается по лестнице,
— может тащить за собой игрушки,
— может перешагивать через палку, лежащую на полу
20-24 месяца — умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см,
— ходит по наклонным доскам (шириной 30 см, высотой подъема 20-30 см),
— перешагивает через предметы
2 года — может поднять игрушку с пола,
— нагнувшись, перешагивает через препятствие,
— чередуя шаг, попадает по мячу ногой,
— удерживает равновесие, пиная одной ногой мяч,
2,5 года приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга,
— удерживает равновесие при прыжке со ступенек, приземляясь на обе ноги,
— встает из положения лежа, как взрослый, с минимальным покачиванием и минимумом движений
3 года — может несколько секунд простоять на одной ноге,
— поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку,
— спускаясь по лестнице, ставит на ступеньку обе ноги;
— прыгает на двух ногах,
— может ездить на трехколесном велосипеде

Развитие мелкой моторики.

Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, круга, креста, квадрата, треугольника, учитывая его возможности. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как они были нарисованы).

Основные нормативы развития:

18 месяцев повторяет штрих
2 года по показу повторяет вертикальные и горизонтальные линии
2,5 года делает 2 или больше линий при рисунке креста
3 года копирует круг, повторяет по показу крест, рисует человека («головонога») без туловища


Что еще умеет ваш ребенок:

От 1 года до 2-х лет — опускает мелкие предметы в коробку с отверстиями,
— рисует каракули,
— срисовывает круг и вертикальную линию,
— складывает бумагу, подражая взрослому,
— зачерпывает ложкой еду, пьет из чашки,
— вставляет вкладыши геометрических форм в соответствующие отверстия способом проб и ошибок,
— может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию
От 2 до 2.5 лет — срисовывает круг и горизонтальную линию, при этом правильно держит карандаш,
— вставляет вкладыши геометрических фигур в соответствующие отверстия без подбора,
— имитирует действия взрослого в конструктивной деятельности,
— овладевает вращательным захватом и может раскрутить и закрутить крышку, пробку в банке, бутылке
От 2-х до 3-х лет — нанизывает крупные бусы,
— складывает пополам бумагу
— делает одно движение ножницами,
— вырезает из бумаги простые фигуры, делает из бумаги бахрому,
— раскатывает пластилин,
— разворачивает фантик,
— пьет из чашки, держа ее одной рукой,
— поворачивает дверную ручку,
— надевает свободную одежду

 

Из серии «Психология детства: Практикум»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *