Игры на развитие речи для детей от 3-х лет

«Что бывает…»

Я очень люблю эту игру. Когда работала, очень часто детям предлагала поиграть в нее. Теперь играем с сыном. Особенно эта игра хорошо идет в поездках, когда скучно просто сидеть в транспорте, или в очереди.

Итак, по геометрическим фигурам:
— Что бывает круглое?
— Что бывает квадратное?
— Что бывает треугольное?
— Что бывает овальное?
По цветам:
— Что бывает красного цвета?
— Что бывает зеленого цвета?
и т.д.

На тактильные ощущения:
— Что бывает пушистое?
— Что бывает гладкое?
— Что бывает шершавое?
— Что бывает острое?
— Что бывает холодное/горячее?
— Что бывает мокрым?
и т.д.

Играть можно всей семьей. Называть предметы по очереди.

«Один – много».

Очень полезная игра для развития словаря ребенка. На собеседовании при поступлении в школу ребенку обязательно дают это задание.

Слова могут быть любые. Обратите особое внимание на сложные слова. Выучите их с ребенком, чтобы он не допускал ошибок.

Сковорода – сковородки
Окно – окна
Сын – сыновья
Дочь – дочери
Отец – отцы
Сон – сны
Весна – вёсны
Ведро — вёдра
Дерево – деревья
Листок – листы или листья (в зависимости от контекста)
Глаз – глаза
Огурец – огурцы
Пальто — пальто
Озеро – озёра
Лес — леса

И т.д.

«Уменьшаем – увеличиваем»

Эта игра кажется на первый взгляд простой, но у детей порой вызывает трудности, как назвать маленький или большой предмет.

Инструкция ребенку:  «Я сейчас буду называть предметы или животных, а ты сделай их маленькими (большими)».

Примеры с уменьшением:  нос – носик, рука – ручка, ботинок – ботиночек, стол – столик, карандаш – карандашик, книга – книжечка, дом – домик, заяц – зайчик, дорога — дорожка и т.д.

То же самое, но с увеличением: нос – носище, волк – волчище, рука – ручища, карандаш – карандашище, дом – домище и т.д.

«Назови компот/сок»

Предложите ребенку назвать компот/сок:

— компот/сок из яблок… (яблочный)
— компот/сок из груш… (грушевый)
— компот/сок из смородины… (смородиновый)
— компот/сок из клубники… (клубничный)
— сок из моркови… (морковный)
— сок из помидор… (томатный)
и т.д.

«Узнавайка»

Предложите ребенку узнать предмет/животное по прилагательным, эпитетам или действиям.

Например:
— желтый, овальный, кислый… (лимон)
— рыжая, пушистая, скачет по веткам… (белка)
— яркое, ослепительное, греет землю… (солнце)
и т.д.

«Как назвать одним словом?»

Вы называете группу слов, объединенных в одну группу. Ребенок должен мысленно выделить эту группу и назвать.

Например:
— морковь, помидор, лук, кабачок – это… (овощи)
— волк, медведь, еж, заяц – это… (дикие животные)
— щука, лещ, треска – это… (рыбы)
— чашка, кастрюля, тарелка – это… (посуда)
и т.д.

Если ребенок легко справляется, можно усложнить:
— лягушка, трава, листья… (зеленые)
— шуба, кошка, ковер… (пушистые)
— одуванчик, солнце, цыпленок, лимон… (желтые)
и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *