Кризис 3-х лет

Кризис 3-х лет – это один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Период от 2,5 до 3,5 лет еще называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью». 

Одной из характерных особенностей этого возраста являются возникающие у ребенка после 2-х лет упрямство, негативизм, непослушание. Почему такое происходит? Ребенок обретает физическую независимость: он научился ходить, он учится манипулировать предметами. От этого он ощущает свое могущество. Ограничения, которые ставят взрослые, мешают ребенку проявлять самостоятельность. Поэтому он начинает восставать против этих ограничений. Ребенок стремится к тому, чтобы выразить обо всем свое мнение, а также у него возникает потребность в признании и уважении.

Целыми днями вы слушаете, как ребенок все время вам перечит:

Ваня, пойдем гулять, — предлагаете вы.
— Не хочу! – отвечает Ваня.

— Маша, иди кушать суп.
— Не буду суп!

— Коля, принеси мне, пожалуйста, вон ту книгу.
— Не плинесу!

— Лера, пора ложиться спать.
— Не хочу спать! Не буду спать!

Создается впечатление, что ребенка как будто подменили. Каждый день, что бы вы ни предложили ему, в ответ вы только и слышите: «Не хочу! Не буду», «Нет!». Все делает вам назло, поперек.

«Мой ребенок сводит меня с ума! Что с ним делать?» — сокрушаются родители.

И еще в словаре ребенка появляется словосочетание «Я сам!». Да, ребенок почувствовал свое могущество, и теперь ему кажется, что он все умеет, все может делать сам. Почему так происходит? В период с 2-х до 3-х лет ребенок выделяет себя среди окружающих людей. Раньше он говорил о себе так: «Ваня хочет гулять», «Маша хочет играть» и т.п. А теперь он выделил себя как «Я»: «Я хочу играть», «Я хочу гулять». И конечно он хочет подчеркнуть свое отличие от других людей.

Это «Я» — очень важное слово, это основа личности.

Ребенок в этот период начинает сравнивать себя со взрослыми. Он понимает, что у взрослых есть определенные права, они независимые и самостоятельные. И он хочет тоже быть таким же, как и его родители – независимым и самостоятельным. Он хочет, чтобы интересовались его мнением, советовались с ним.

Что делать родителям во время кризиса ребенка 3-х лет?

В интернете вы найдете много умных советов от профессиональных психологов. Я тоже пробовала их применять в свое время. Напишу именно о том, что применяла я, что у меня действительно работало и работает до сих пор.

1. Хвалите ребенка за хорошее поведение, за проявление самостоятельности.

Мы все время заостряем внимание на плохом, а хорошее воспринимаем как само собой разумеющееся. А раз мы столько внимания отводим для плохого, то ребенку ничего не остается, как вести себя плохо. Ведь в итоге он получает так много внимания! Поэтому нужно это изменить – больше обращать внимание на хорошее поведение.

Подробнее об этом вы можете почитать в статье «Как хвалить ребенка?»

2. Не пытайтесь переломить ребенка, когда он упрямится.

Здесь никто не выиграет. Мне всегда помогало в этой ситуации абстрагироваться от раздражения и назревающего гнева то, что я начинала смотреть на своего ребенка не как на маленького, а как на большого. Ведь каждый взрослый человек стремится действовать по своему усмотрению, и ребенок тоже должен иметь свое мнение.

Если возникла такая ситуация, где ребенок проявляет упрямство, попробуйте прийти к компромиссу. Договариваться непросто, легче накричать на ребенка, наказать его, чтобы он нам подчинился. Но что в итоге? Выиграем ли мы? Выиграем только сейчас. А потом, в дальнейшем, когда ребенок подрастет? Потом мы будем удивляться, почему ребенок всем подчиняется, а не отстаивает свое мнение.

Поэтому, дорогие родители, давайте ребенку возможность отстаивать свое мнение, высказывать его, учите его договариваться, идти на компромисс. Это в дальнейшем даст свои плоды.

3. Свобода.

Как найти золотую середину, чтобы с одной стороны, у ребенка не было неограниченной свободы, с другой стороны, было поменьше строгих ограничений? Возможно ли это?

Да, возможно.

Что для этого нужно:

— сделайте свой дом максимально безопасным для ребенка, хотя сделать это надо еще до того, как ребенок начнет ходить (закрыть розетки; закрыть шкафы, куда ребенку не нужно лазить; поставить замки на окна; поставить заглушки на конфорки плиты и т.д.)

— дайте ребенку возможность делать самому то, что он сам может делать (кушать, одевать штаны, помогать по хозяйству и т.д.)

— если ребенок еще не умеет что-то делать, помогайте ему, объясняйте, но не делайте все время за него.

4. У ребенка должен быть выбор.

Я об этом уже неоднократно писала в других статьях. Выбор должен быть не в плане делать или не делать что-то, а делать разными способами: «Что ты сегодня наденешь: вот эту синюю кофту или ветровку?», «Какой дорогой мы пойдем домой: по аллее или по тротуару?».

5. Дайте возможность ребенку проявлять свою самостоятельность.

Он хочет делать сам? Пусть делает. Только скажите: «Если тебе нужна будет моя помощь, позови».

Просите его время от времени помочь вам чем-нибудь. Иногда станьте «неумехой»: «Слушай, что-то у меня не получается вставить батарейки. Ты не поможешь мне?». Особенно если у вас растет мальчик, такой прием помогает развивать в нем самостоятельность и ответственность.

6. Не придавайте слишком большого значения капризам и истерикам ребенка.

Если ребенок капризничает или закатил истерику, не идите у него на поводу, иначе он такое поведение будет демонстрировать каждый раз, когда захочет добиться чего-то. Во время такой бурной реакции ребенка не ругайте его, не объясняйте ничего, потому что ребенок вас не услышит. Если ребенок позволяет, молча обнимите его, погладьте по спинке, по голове. Если ребенок вырывается из ваших объятий, оставьте его одного, но держите в поле зрения, чтобы он не причинил себе вреда. Ждите, когда буря пройдет.

Вот, пожалуй, самые главные пункты.

Итак, кризис 3-х лет (как и любой кризис) – это настоящее испытание для родителей. Но и ребенок сам страдает от своего кризиса. Здесь важно понять, что он ни в коем случае не издевается над вами. Он не может понять, что с ним происходит, он не умеет контролировать свои эмоции и свое поведение. Поэтому, называйте ребенку его эмоции и чувства, чтобы он научился понимать свое состояние: «Ты очень расстроился, потому что Ваня отобрал у тебя игрушку. Можно ведь поменяться игрушками. Он поиграет твоими, а ты его игрушками», «Ты упал, ударился, тебе больно. Сейчас я тебе подую, и боль пройдет» и т.п.

Ну а самое главное – в свой кризис ребенок как никогда нуждается в вашей любви. Любите его счастливым, упрямым, капризным. Пусть он видит, что вы его любите.

Ирина Базан

anywalls.com-62735

А как проявил себя ваш ребёнок во время кризиса трёх лет?
Какие методы вы использовали?
Поделитесь своим опытом в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *