Методика Глена Домана

Глен Доман – американский врач-нейрофизиолог, основатель Института Развития Человеческого Потенциала в Филадельфии (США). Он занимается лечением детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Им были разработаны уникальные методики, которые помогают детям с поврежденным мозгом догнать и даже обогнать в развитии своих здоровых сверстников.

Детям показывали карточки с нарисованными красными точками, карточки со словами и картинками. Эти карточки являлись внешними раздражителями, с помощью которых врач стимулировал «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Метод оправдал ожидания.

Впоследствии Глен Доман стал применять свою методику для обучения здоровых детей. Врач доказал важный закон: чем интенсивнее будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Также огромное значение он придает физическому развитию ребенка, оно очень тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями. Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений.

Глен Доман является автором программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения. Основная идея Глена Домана звучит так: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

domanСуть методики Глена Домана

Начинать применять карточки можно уже с 3-х месяцев. Делать это надо регулярно. С помощью карточек ребенок учится чтению, счету, получает энциклопедические знания о мире.

Глен Доман считает, что каждый ребенок может стать гением. Чем раньше начинать развивать ребенка, тем легче его будет всему научить.

Главными учителями являются родители, они всему могут научить ребенка, только делать должны это с удовольствием.

Как работать с карточками.

Все карточки разделены на тематические серии, например: птицы, овощи, фрукты, природные явления, цветы, морские жители, дикие животные, игрушки, предметы быта и др. Полный курс составляет 52 набора (это более 1500 карточек).

В течение дня надо взять какую-то одну или несколько серий картинок и показывать ее ребенку. Например, 10 раз в день показывать карточки со словами, изображениями фруктов, домашними животными (по 10 штук за 1 раз). На показ одной карточки отводится несколько секунд. Одну и ту же карточку не стоит показывать больше 3-х раз в день, иначе интерес у ребенка пропадает.

Каждый день нужно пополнять материал новыми карточками, но с ними показывать и те, которые ребенку уже хорошо знакомы.

 

Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-то факт (где растет овощ, где живет птица, где находится архитектурное сооружение и т.д.)

Главное условие для занятий с карточками Глена Домана – хорошее настроение у ребенка. А также важны регулярные и систематические занятия.

Карточки дают возможность познакомить ребенка с окружающим миром, увеличить словарный запас ребенка.

Мое мнение о методике Глена Домана и личный опыт.

Методика Глена Домана вызывает много споров. Есть ее сторонники, а есть противники. Я читала про эту методику в свое время и пробовала заниматься с сыном. Вот какие выводы я сделала, основываясь на своем опыте. Я считаю, что есть плюсы и минусы данной методики. И даже, скорее, я вижу больше минусов, чем плюсов. Объясню, почему.

В первую очередь все ложится на плечи и на руки мамы, т.к. в течение нескольких лет ей нужно будет делать тысячи карточек или потратить немалые деньги на готовые.

Не происходит диалога в процессе обучения, мама просто показывает карточки в течение нескольких секунд, ребенок смотрит, и на этом все заканчивается. Ну потом еще добавляются голые факты по каждой картинке. Давать карточки в руки ребенку нельзя, чтобы он их рассматривал.

Тогда вообще не понятно, нужно ли вообще это. Где развитие творческого мышления, которое так важно для ребенка? Где развитие любознательности, которое заложено в каждом ребенке с рождения? И как ребенок будет применять полученные энциклопедические знания?

Так ли важно, чтобы ребенок уже в 2 года читал? Я считаю, что рисовать, лепить из пластилина, кидать мяч, кататься на велосипеде в 2 года намного полезней, чем уметь читать.

И, кстати, не факт, что ребенок будет читать. По методике Глена Домана ребенок просто машинально запоминает слова. И потом просто угадывает те слова, которые запомнил. Он не сможет читать книги с незнакомыми ему словами. По-настоящему читать дети начинают только в 5-7 лет.

И что немаловажно, приучаясь получать легкие знания только из картинок, ребенок с большим трудом будет воспринимать текст книги без иллюстраций.

Ребенка снова ставят в какие-то рамки, как в системе Монтессори. Глен Доман, как и Мария Монтессори, тоже не считает, что игра и игрушки очень важны для ребенка. Он утверждает: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад».

С этим я категорически не могу согласиться. По карточкам невозможно научить ребенка строить отношения с другими детьми и взрослыми, проиграть или разъяснить некоторые ситуации. Это можно сделать только в игре.

Подвергается большому сомнению убеждение Глена Домана, что нужно как можно раньше интеллектуально развивать ребенка. Любой врач-невролог и любой психолог вам скажет, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, которые отвечают за дыхание и пищеварение, потом созревают нервные центры, отвечающие за движение, и только потом, отвечающие за эмоциональный контроль и чтение. При нарушении этой последовательности развитие ребенка может отклониться от нормы.

Из-за чрезмерно большого количества информации могут возникать спазмы сосудов и чрезмерное психологическое напряжение, происходит перегрузка и истощение нервной системы ребенка.

Я в свое время решила попробовать эту методику в действии. Читать книгу — одно, а практика – другое. В книге так великолепно все расписано, ну просто самая лучшая методика на свете. Я начала с сыном заниматься по этой методике, когда сыну было 6 месяцев. Купила на пробу 4 стопочки карточек. Но мой малыш не проявлял интереса. Он вообще не понял, зачем я ему показываю эти карточки, а в руки ему посмотреть не даю. Я отложила на месяц. Снова попробовала – опять получила отказ.

Кто-то из знакомых отдал мне DVD «Обучение чтению с пеленок», пробовала включать, но как только мой Миша видел эти картинки со словами на экране телевизора, начинал протестовать, махал руками и ругался, чтобы я это выключила.

В общем, не пошла у нас эта методика. Все-таки у маленьких детей прекрасно развит инстинкт самосохранения.

Уверена, что вы найдете свой путь в развитии и обучении вашего ребенка. Главное – не травмировать малыша.

Ирина Базан

Дорогие мамочки!
Кто из вас пробовал заниматься или занимается с малышом по методике Глена Домана?
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями, опытом и результатами.
Буду рада вашим комментариям!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *