Методика Н.А. Зайцева

Николай Александрович Зайцев – петербургский педагог. Он преподавал русский язык для иностранцев. Причем, учениками его были взрослые, которые уже отвыкли учиться. Зайцев придумывал новые методы, таблицы. И успех не заставил себя долго ждать.

Зайцев разработал свою систему обучения русскому языку. Он стал применять свою методику к дошкольникам. Его изобретение – кубики – стали чудом. Методика себя зарекомендовала. Некоторые школы даже полностью перешли на обучение по методике Зайцева.

«Не учиться, а играть!» — вот главный принцип его метода. Кубики Зацева различаются по 46 признакам: большие. Маленькие, деревянные, железные, золотые, тяжелые, легкие, с разным звуком (звенящие, постукивающие, гремящие) и т.д. Почему кубики имеют звук? Чтобы детям было легче почувствовать разницу между согласными и гласными звуками, звонкими и мягкими.

И также буквы на кубиках пишутся разным цветом: согласные – синим, гласные – голубым, твердый и мягкий знак — зеленым.

Чтение по методике Зайцева.

«Азбука вредна», — так утверждает педагог. На каждую букву в азбуке нарисована картинка и ребенку трудно потом соединить буквы в слоги, да еще и картинки мелькают в сознании. И еще есть большая сложность в русском языке – слог может состоять от 1 до 10 букв. Встречаются слова, полностью состоящие из одного слога, например: мгла, всплеск и др.

И Зайцев придумал склады (пара букв согласная и гласная или согласная с твердым/мягким знаком или просто одна буква). Например:  МА-ШИ-НА, ЛИ-С-Т, П-РЯ-НИ-К.

Чтение по складам – основа метода обучения чтению. Кстати, такую методику рекомендовал еще Л.Н. Толстой.

«Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет педагог. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть».

И эти склады изображены на кубиках.

Почему именно кубики?

Чтобы научиться читать, нужно чтобы начало формироваться аналитическое мышление. А оно начинает формироваться примерно к 6-ти годам. Поэтому дети как раз в этом возрасте и начинают учиться читать.

У детей младше 5-6-ти лет нет аналитического мышления. Но зато они воспринимают сигналы, поставляемые органами чувств. Кубики у Зайцева, как я уже писала, различаются по цвету, по звуку, по размеру. Это и помогает детям освоить, в чем разница между согласными и гласными звуками, звонкими и мягкими.

И еще детям не надо долго объяснять, лучше несколько раз показать.

В комплект кубиков входят таблицы со складами.

Есть еще одна особенность обучения чтению – это попевки. Склады на кубиках нужно не произносить, а пропевать.

Вот что рассказывает сам Николай Александрович о своей методике:

Математика по методике Зайцева.

Заниматься математикой по методике Зайцева дети могут уже с 3-х лет. Зайцев разработал таблицы и карточки. Основная таблица – лента с числами от 0 до 99. Четные и нечетные числа разные по цвету.

В этом и особенность методики «Стосчет Зайцева» — детям предлагается увидеть сразу всю сотню.  При этом дети сразу видят и состав числа: сколько десятков и единиц составляет число.

Это только первая таблица. Дети с помощью числовой ленты легко овладевают сложением и вычитанием в пределах ста.

Мое мнение о методике Зайцева.

В каждой методике есть как плюсы, так и минусы.

В целом методика мне очень нравится (и чтение и математика). Но есть несколько непонятных моментов, которые касаются именно методики обучения чтению. 

1. Зайцев не объясняет, как одна буква соединяется с другой. Просто ребенку дается уже готовый склад.

Уже в школе у детей возникают трудности, когда они начинают проходить фонематический разбор слова. И тут совсем другие карточки, не такие как у Зайцева. Дети начинают путаться. Переучиваться сложно. Также в школе детям рассказывают про слоги, а это совсем другое, чем склады.

Поэтому ребенку нужно обязательно объяснять, как соединяются буквы друг с другом, а также про слоги. 

2. Пособия Зайцева не дешевые. Не каждый себе может позволить. Готовые кубики дорогие. Можно купить намного дешевле – которые надо клеить самому из картона. Но здесь тоже минус: картон очень недолговечный, на склеивание кубиков уйдет много времени.

Еще немаловажный факт – кубиков много и они большие по размеру, поэтому нужно много места для их хранения. 

3. Обучать чтению можно с 8 месяцев, играть в кубики, называть ребенку склады. Конечно развивать ребенка – это хорошо. Но зачем так рано учить читать? Научится ребенок в 2-3 года читать и что? Для чего ему это нужно? Если ребенок научится так рано читать, это не значит, что он будет любить читать. Это разные понятия. На мой взгляд, самый хороший возраст для обучения чтению – после 4-х лет. Как правило, ребенок с этого возраста начинает интересоваться, как взрослые читают. И этот интерес нужно поймать.

Таким образом, безусловно, методика Зайцева очень полезная, очень продуктивная. Главное внести некоторые дополнения в методику обучения чтению, о которых я написала, чтобы у ребенка потом в школе не было трудностей.

Ирина Базан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *