Развитие движений и действий у младенцев

На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в про­странстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов, начинает тянуться к предметам, хватать и удерживать их, наконец ма­нипулировать ими (размахивать, бро­сать, постукивать о кроватку и т.д.). Все эти движения и действия явля­ются как бы ступеньками, ведущими к постепенному овладению свой­ственными человеку формами поведения.

Наряду с такими прогрессивными движениями и действиями при неблагоприятных условиях вос­питания у ребенка могут складываться и закрепляться такие виды движения, которые тормозят развитие ребенка (сосание пальцев, рассматрива­ние руки, поднесенной к лицу, ощупывание рук, раскачивание на чет­вереньках). Эти движения отго­раживают ребенка от внешнего мира. Например, сосание пальцев вызывает полное и длительное торможение всех остальных реакций. Ребенок становится неподвижным, ни на что не смотрит, ни к чему не прислу­шивается. Отвлечь его от сосания бывает чрезвычайно трудно.

Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых, организующих его поведение, и имеют большое значение для психиче­ского развития. Также они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет овладение активным передвижением в пространстве (ползанием, а затем ходьбой), хватанием предметов и манипулированием ими.

Ползание — первый вид самостоятельного перемещения ребенка. Большинство детей начинают ползать в 6-8 месяцев. Ребенок тянется к игрушке то одной, то другой рукой и, пытаясь ее захватить, немного продвига­ется вперед. Постепенно движения, ведущие к перемещению, закреп­ляются, превращаются в способ передвижения. Первоначально возни­кает ползание на животе, постепенно оно сменяется ползанием на четвереньках.

Перед тем, как начать ходить, ребенок в течение длительного времени учится подниматься,  держась за какую-либо опору, переступать, ходить с опорой. В побуждении ребенка к ходьбе и выработке у него необходимых подготовительных движений решающую роль играет взрослый.

Ребенок, который начал ходить, не сразу перестает ползать. Есть моменты, когда ползать ему легче, и, чтобы приблизиться к отдаленному предмету, он опускается на четвереньки и ползет. Но поддерживаемый взрослыми новый вид передвижения активно развивается уже за порогом младенчества.

Важнейшая линия двигательного развития — формирование умений ребенка обращаться с предметами. Взрослый специально переключает внимание ребенка с себя на предмет, мотивирует активность ребенка и показывает конкретные способы действий с вещами.

Хватание. Захватывание (доставание) предмета — это первое произвольное целенаправленное действие грудного ребенка. Развитие хватания начинается на 3-4-м ме­сяце жизни с обнаружения, ощупывания собственных ручек.

Формирование и совершенствование захвата происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый демонстрирует предмет, вызывая у ребенка сосредоточение; подносит предмет на такое расстояние, при котором ребенок начинает протягивать к нему руки; прикасается предметом; отдаляет его и снова приближает.

Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. Ребенку трех месяцев нужно вложить игрушку в руку, и он потянет ее  рот. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в течение некоторого времени он часто промахивается, а если и достает игрушку, то лишь задевает ее, а захватить не может. Только в 4,5-5 месяцев дети обычно свободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а вскоре (к 6-ти месяцам) уже могут достать ее одной рукой. Но это не значит, что ребенок полностью овладел хватанием. Оно еще очень несовер­шенно. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой ли­нии, а петлеобразно, по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного направления. Все предметы ребенок пытается хватать одинаково, прижимая пальцами к ладони.

После 6-месячного возраста происходит дальнейшее совершенствование хватания: во-первых, уточняется движение руки к предмету и, во-вторых, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами. Схватывание и удерживание предмета пальцами формируется на 7-8-м месяце жизни и продолжает совершенствоваться до конца года.

Манипулирование. Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Первые манипуляции очень просты. Младенец схватывает предмет и, подер­жав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Если перед ним находятся два предмета, он может схватить один из них, затем выпустить и схватить другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке, ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им.

Отличи­тельной особенностью первых манипуляций является то, что они на­правлены на предмет, который привлекает ребенка. Но вскоре манипуляции с предметом усложняются. Дальнейшее развитие манипулирования состоит в том, что младе­нец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предме­тами. Простейший пример такого действия- постукивание одной погремушкой о другую. Направленность на результат при этом ста­новится особенно явной: малыш упорно старается приблизить один предмет к другому, положить, поставить или нанизать один на дру­гой, всунуть или вложить один в другой.

Появляется истинное подражание. Подражание важно для усложнения и обогащения средств коммуникации. Набор характерных жестов, которым намеренно обучают ребенка: «поздоровайся, покивай головкой», «иди сюда», «попрощайся, помаши ручкой», «пожалей, обними», «поцелуй», «покажи глазки, ротик», «ладушки» и т.п.

К концу первого года жизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется новая важная особенность. По внешнему виду действия в основном остаются такими же, как и раньше. Это укладывание, вкла­дывание, нанизывание, открывание и т.п., только выполняются они более точно. Если раньше ребенок производил действие одним способом и на данных ему для этого предметах, то теперь он пытается повторить знакомое действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя само действие в зависимости от особенностей этих предметов.

Итак, развитие манипулирования состоит в переходе от направ­ленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов. Вначале это пере­мещение или изменение, вызывающее проявление скрытого свойства (например, звучания) одного предмета, затем придание определенного взаимного положения двум предметам, наконец, получение знакомых изменений на новых предметах или получение изменений, не прямо, а косвенно связанных с действием.

Таким образом, в конце первого года жизни предметы окружающего мира перестают быть изолированными в восприятии ребенка, он все чаще сам или с помощью взрослого начинает устанавливать между ними различные отношения и связи. Возникают действия с предметами согласно их социальной функции: пить из чашки, укрываться одеялом, копать совочком. Малыш уже умеет обращаться с игрушками, которые заключают в себе специальное правило, способ употребления: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает башню из двух-трех кубиков.

По материалам: 
Мухина «Возрастная психология» 
Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *