Развитие памяти у детей раннего возраста

Основы памяти закладываются у ребенка уже в первые месяцы после рождения. Ребенок может помнить отдельные события несколько дней или недель. Он узнает окружающие лица и предметы: улыбается при виде матери, отца, бабушки, дедушки; хватает знакомые ему предметы.

Сначала период узнавания (т.е. время между одним и следующим восприятием) составляет несколько дней. После первого года жизни ребенка период узнавания постепенно увеличивается.

Почему такой короткий период узнавания у детей в раннем возрасте? Причина здесь одна – у малыша нет системы связей, куда еще могли бы прибавиться новые связи, нет своего опыта и не развито чувство Я. Поэтому мы очень смутно вспоминаем события своей жизни до 3-х лет, и быстро их забываем. Это называется детской амнезией. Обычно наши первые воспоминания о детстве начинаются с 3-4-летнего возраста.

В конце первого года жизни у ребенка появляются первые воспоминания об отсутствующих предметах и лицах. Если ребенку назвать знакомый ему предмет, он начинает искать его глазами, поворачивает голову в ту сторону, где обычно этот предмет находится. Также ребенок реагирует на ваши вопросы и просьбы: «Покажи ушки», «Найди ежика», «Где твои глазки?», «Где у лошадки хвостик?», «Где у медвежонка нос?» и т.п.

В раннем возрасте увеличивается объем и прочность памяти, и можно выделить следующие виды памяти:

— непроизвольная
В основном в этот период память ребенка имеет непроизвольный характер (т.е. запоминается информация как бы «сама собой»). Маленькие дети запоминают то, что вызывает у них интерес, что для них актуально, что включено в их игровую и практическую деятельность и что оказывает на них сильное эмоциональное впечатление.

— кратковременная
Если часто что-то повторять с ребенком, то эти слова и действия переходят в долговременную память.

— словесная
Ребенок хорошо запоминает небольшие стихи, песенки, считалки, выражения, которые он слышит от взрослых. Дети легко запоминают иностранный язык, если взрослые говорят на этом языке.

Если ребенку в этом возрасте много читать, то он будет в будущем хорошо запоминать длинные стихи и сказки. Вспомните, наверняка ваш малыш поправлял вас, если слышал неточность при двадцатом чтении любимой сказки.

Чтение книг способствует развитию не только словесной, но и образной и эмоциональной памяти.

Но если ребенок эмоционально перегружен, это отрицательно сказывается на его памяти. Например, часто такое случается, когда вы ребенка ведете на спектакль, в цирк… После окончания представления ваш малыш не может ответить внятно ни на один ваш вопрос о спектакле. Это значит, что он эмоционально перегружен. Можно помочь ему вспомнить, что было, если поговорить о спектакле, посмотреть картинки.

К концу раннего возраста дети могут запоминать и воспроизводить по образцу и по просьбе взрослого. А это является важнейшей предпосылкой произвольной памяти.

Ирина Базан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *