Развитие восприятия и интеллекта в младенчестве

В первом полугодии жизни наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы. Ярко проявляется опережающее развитие сенсорики по сравнению с моторикой.

После второго месяца зрительное сосредоточение совершенствуется и к 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут.

Уже к 3-4 месяцам ребенок:

— свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью;
— способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
— совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
— правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).

Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объемы, весьма чувствительны к новизне. К 2-3-м месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну у детей разная.  Новые объекты могут вызвать у некоторых тревогу, страх или плач.

На цвет малыш может реагировать уже в 3-4- месяца. Например, если кормить его из красной бутылочки, то он выберет ее среди бутылочек других цветов. Но активный интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Формируются условнорефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Во втором полугодии постепенно складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рассматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов происходит под контролем зрения. 

Развивается тактильная чувствительность. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.

К 8-10 месяцам ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так, ребенок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку), далее изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.

kroxaland.ru

По материалам:
 Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология»
 Р.А. Абдурахманов «Возрастная психология»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *