Сенсорная активность младенцев

При изучении реакций на движущийся предмет перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку (7×10 см) в горизонтальном, вертикальном и круговых направлениях.

Для исследования способности следить за движением исчезающего предмета сначала игрушку показывают ребенку, а затем прячут за листом, подушкой (шириной в 7 см). От глаз ребенка этот лист должен находится на расстоянии 50 см. Через некоторое время предмет показывают с другой стороны листа. Реакция считается нормальной, если в момент появления игрушки из-за листа взгляд ребенка направлен в ту точку, в которой она появляется.

Для изучения реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый лист размером 35х35 см с двумя окошечками (7х7 см), расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с интервалом в 4-6 секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдается перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и остановка взгляда на этом окошке.

Основные нормативы сенсорного развития младенца:

1 месяц смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения
1,5 месяца следит за двигающимся человеком, прослеживает движение предмета от периферии к центру поля зрения
3 месяца поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки
4 месяца прослеживает невидимое движение предмета в определенных частях пространства
5 месяцев улыбается отражению в зеркале
6 месяцев перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым, ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки
7 месяцев поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позу
8 месяцев отличает незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно 2 игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за барьером
10 месяцев смотрит в угол за предметом, находит спрятанный на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел как их туда опустили
12 месяцев поворачивается на собственное имя, определяет тон голоса, проявляет интерес к картинкам в книге

 

Из серии «Психология детства: Практикум»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *